ШУХОВСКАЯ БАШНЯ НА ОКЕ
Одна из двух сохранившихся в нашей стране высотных гиперболоидных башен инженера и изобретателя В. Г. Шухова. Установлена недалеко от Дзержинска (Нижегородская область) на берегу Оки. Башня была построена в конце 1920-х годов и почти спустя 100 лет, в 2020-м, обрела новую жизнь как яркий туристический объект региона.
Адрес
Нижегородская обл., Дзержинск, пос. Дачный.

Координаты
56.1932953, 43.5415723.

Как добраться
1) На общественном транспорте из Нижнего Новгорода: электричкой с Московского вокзала до Дзержинска, затем на автобусе №105 до пос. Дачный, потом вам останется пройти 2,8 км пешком.

2) На автомобиле из Нижнего Новгорода по трассе Р-152 и М-7.
В Дзержинске через ул. Черняховского и пер. Гипсовый нужно будет выехать на Речное шоссе и проехать до пос. Дачный. Здесь на ул. Горького нужно повернуть направо к пристани, а затем поехать в южную сторону по грунтовой дороге вдоль реки.

Расписание
Посетить башню могут все желающие.
Объект открыт ежедневно с 8:00 до 00:00.
Подсветка работает с 18:00 до 00:00.
Технический перерыв: 17:30 — 18:00.

ШУХОВСКАЯ БАШНЯ НА ОКЕ
Сетчатая гиперболоидная башня на Оке недалеко от города Дзержинска в Нижегородской области была создана в 1928 году. Сооружение возвели по проекту изобретателя и инженера Владимира Шухова. Как опора линий электропередач башня входила в комплекс гиперболоидных опор ЛЭП под Дзержинском, который строился с 1927 по 1929 год. Всего здесь было построено шесть подобных башен: две по 20 метров, две — 68 и еще пара — по 128 метров. В связи с тем, что еще в советские годы маршрут ЛЭП был изменен, более низкие опоры демонтировали и сдали в переработку. После распада СССР оставшиеся башни получили статус архитектурного памятника регионального значения. Однако около 15 лет назад одну из них также разобрали на металлолом и даже приступили к демонтажу второй. В результате из 40 балок нижней секции уцелели всего 28. Но и это почти не сказалось на устойчивости башни.
Башня высотой 128 метров состоит из 5 секций и опирается на фундамент диаметром 34 метра. Для ее возведения не требовалось задействовать краны, поскольку при монтаже применялся «телескопический» метод: ярусы монтировали на земле внутри башни, выдвигали в проектное положение и закрепляли на верхнем кольце уже установленной секции.

На гиперболоидную башню почти не влияют природные факторы: на ажурной конструкции остается совсем немного снега и льда.
Для строительства Шухов использовал однополостной гиперболоид или дважды линейчатую поверхность. Через любую ее точку можно провести две пересекающиеся прямые линии, и они будут полностью принадлежать этой поверхности. Прямые балки, которые установлены на поверхности вдоль этих линий, образуют характерную решетку, а сама конструкция приобретает вогнутую форму. Особенность гиперболоидных сооружений заключается в жесткости, ветроустройчивости и способности выдерживать вес, который превышает массу самой конструкции. Гиперболоид использовался при строительстве не только опор ЛЭП, но и морских маяков, мачт военных кораблей, водонапорных башен. Дешевизна сооружений благодаря небольшой материалоемкости — еще одно важное преимущество конструкций.

У башни под Нижним Новгородом есть знаменитая «старшая сестра» — московская башня на Шаболовке. Она была построена на 7 лет раньше, но именно башня на Оке признается специалистами более совершенной и даже достойной внесения в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первая в мире гиперболоидная башня появилась в 1896 году. Шухов представил ее на промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Это была водонапорная башня, которая снабжала водой всю выставку. По винтовой лестнице можно было подняться на смотровую площадку, установленную над баком на высоте 37 метров.

Сооружение по-настоящему впечатлило посетителей, и конструкцию приобрел фабрикант и меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов. Башня до сих пор установлена в селе Полибино Липецкой области.
Широкой общественности Владимир Григорьевич Шухов известен в первую очередь как создатель башен, но славу инженера и изобретателя ему принесла работа в нефтегазовой промышленности. Его проекты служили основой для строительства нефтеперегонных установок, нефтеналивных барж, резервуаров для хранения нефти и получаемых в результате ее переработки энергоносителей. Но и это еще не всё!

Шуховские стеклянные своды ГУМа и Пушкинского музея, дебаркадер и перекрытия залов на Киевском вокзале и сегодня впечатляют гениальностью задумки и изящностью воплощения.

Конструкции гиперболоидных башен Шухова до сих пор востребованы в мире. Одна из последних башен подобного типа была сооружена в Гуанчжоу в Китае в 2005-2009 годах, ее конструкция соответствует патенту инженера, полученному в 1899 году.

В 2014 году Шуховская башня приобрела статус объекта культурного наследия федерального значения. А в сентябре 2020 была закончена обширная реставрация башни. Она проходила в несколько этапов. Так, были воссозданы утраченные в 2000-х основания башни, укреплена береговая линия Оки, появилась прогулочная набережная. Металлические конструкции башни обработали антикоррозийным составом, финальным аккордом стало подключение динамической подсветки. Теперь конструкцию украшают 23 тысячи светодиодов, работающих в разных режимах. Местные СМИ сообщают, что благоустройство территории вокруг башни продлится еще несколько лет: к достопримечательности проложат дорогу, рядом будет обустроен пляж.
Впечатляет высота конструкции. Сама по себе башня не очень большая, но, когда находишься рядом с ней, кажется огромной. В сентябре 2020 года башня получила подстветку, поэтому она очень красиво смотрится, особенно в ночное время. Подсвечивается разными цветами и освещает близлежащую территорию.

Расположение башни тоже идет ей на пользу. С одной стороны Ока будто бы огибает конструкцию и уходит вдаль. С другой — красивейший лес. Чтобы добраться до Шуховской башни, нужно около 15 минут ехать на машине по извилистым тропам, наслаждаясь чистым лесным воздухом.

Башня стала настоящей достопримечательностью нашей области. Советую увидеть ее и вам!
Степан Афонин
аналитик, АСКОН-Поволжье
ШУХОВСКАЯ БАШНЯ НА КАРТЕ
Поскольку именно вечером на башне включается подсветка, основной поток туристов приходится на это время. Пока парковка здесь не очень вместительная, поэтому, если вы едете сюда на машине, будьте готовы оставить ее чуть поодаль от башни.

Если вы живете в Нижнем Новгороде и катаетесь на велосипеде, в теплое время года вам может подойти еще один способ как добраться до башни. Садитесь на электричку и берите с собой железного друга. Сойти можно будет на станции «Калининская», проехать от нее по ул. 1 Мая и Попова до Речного шоссе, по нему — до башни. Такой веломаршрут составит около 8 километров.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ

Изображения: В городе N, Медиапроект «Столица Нижний» (Владислав Базаев), Металлистика, Национальная электронная библиотека, Harper’s Bazaar, snob.ru.