ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Комплекс защитных сооружений от наводнений с 2011 года оберегает Северную столицу от нагонных волн разрушительной силы. Это чудо инженерной мысли также связывает Санкт-Петербург с островом Котлин.
Координаты
60.025524, 29.829619.

Как добраться
По дамбе проходит дорога в Кронштадт, проехать по самим сооружениям (не выходя из транспорта) можно на маршрутных автобусах К-405, К-407, на автобусе 101.

Экскурсия
Заказать экскурсии можно на сторонних сайтах, например тут.

КОМПЛЕКС ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ НАВОДНЕНИЙ
Возведение защитных сооружений тогда еще Ленинграда от наводнений началось в 1979 году и продлилось до 2011. Необходимость в дамбе существовала всегда, в первый же год эксплуатации она спасла Северную столицу от двух разрушительных наводнений.
Над возведением комплекса, аналогов которого не существует в мире, трудились более семи с половиной тысяч человек. Основные работы по проектированию вели сотрудники Ленинградского отделения института «Гидропроект».
В 1980 году в Финский залив был сброшен первый камень, который и дал старт отсыпке дамб комплекса защитных сооружений. Так об этом вспоминали строители: «Вереница нагруженных горной массой мощных КРАЗов от Финляндского вокзала двинулась сначала по набережной, потом по Приморскому шоссе в сторону строительной площадки “Горская”. На первой машине лежала огромная гранитная глыба, сбоку которой краской было написано: “Защитим Ленинград от наводнений!”».
Необходимость защищать Санкт-Петербург от наводнений существовала всегда. Впервые «большая» вода пришла в город уже спустя несколько месяцев после основания Петропавловской крепости. А самые разрушительные наводнения произошли в 1824 и 1924 годах. Тогда уровень воды в Неве и рукавах поднимался более чем на 4 и 3 метра соответственно выше уровня ординара.

Поэтому уже в 30-е годы XIX века был представлен первый проект строительства защитной дамбы, но в то время еще не было техники, которая позволила бы работать в заливе. Вновь к этой идее вернулись почти через 100 лет — в этот раз помешала Великая отечественная война.

За возведение комплекса взялись только в конце 1970-х. В проекте века были задействованы лучшие строители и инженеры со всего Советского Союза.

Ф. Я. Алексеев «7 ноября 1824 года на площади у Большого театра»
«Цифровое» сердце дамбы находится в Кронштадте, где контролируют работу всех гидротехнических сооружений комплекса. О приближающейся вместе с атлантическим циклоном нагонной волне, которая и вызывает наводнения, здесь узнают минимум за 60 часов. Уже за 8 часов диспетчер предупреждает суда о закрытии главных морских ворот города — судопропускного сооружения С-1 шириной 200 метров. Сделать это помогают батопорты — плавучие гидротехнические затворы. При приближении наводнения в доки к батопортам подают воду и они всплывают как корабли. Как только уровень воды в море и камере сравнивается, открываются затворы и к работе приступают тягачи, установленные на цепочный путь. Тягачи передвигают батопорты с помощью привода в виде металлической штанги. Даже в гололед они надежно цепляются за цилиндр на рельсах и не проскальзывают. Конструкция может работать в автоматическом режиме, электроход управляется с центрального поста.
БАТОПОРТ — ЭТО НЕ ПРОСТО МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ЩИТ. ЗДЕСЬ ЕСТЬ СВОЯ СИСТЕМА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ, ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ. ВО ВРЕМЯ НАВОДНЕНИЙ В БАТОПОРТАХ ВСЕГДА ДЕЖУРЯТ СПЕЦИАЛИСТЫ, КОТОРЫЕ КОНТРОЛИРУЮТ РАБОТУ ЗАТВОРОВ.
Когда батопорты оказываются посередине канала, вода начинает затапливать балластные цистерны. Батопорты уходят на дно, как подводные лодки. В результате над поверхностью моря остается 6 метров: примерно на два метра больше максимально возможной высоты нагонной волны. Всего на батопортах находятся 6 балластных цистерн и столько же насосов.

При наводнении на затворы ложится невероятная нагрузка: с одной стороны на них давят миллиарды тонн воды, которую приносит нагонная волна, с другой — вОды Невы. Сами батопорты такое давление бы не вынесли, поэтому инженеры дали им шаровую опору. Она способна выдерживать до 11 тыс. тонн на сжатие. Кроме того, опора позволяет батопортам погружаться и всплывать и оставаться при этом в жесткой сцепке с береговыми конструкциями, передавая все нагрузки на землю.

Как только нагонная волна отступает, включаются насосы и выкачивают всю воду из балластных цистерн.

В Петербурге даже есть градация наводнений. Подъем воды от 160 до 210 см считается опасным, до 3 метров — особо опасным. А если вода превысила отметку в три метра, то это катастрофическое наводнение.
В северной части акватории находится второе судопропускное сооружение шириной 100 и глубиной 7 метров. А на глубине 18 метров в бетонной камере расположен металлический затвор, который весит больше двух с половиной тысяч тонн. При угрозе наводнения он поднимается и закрывает путь нагонной волне.

Над водопропускным сооружением перекинулся подъемный мост. Его высота 16 метров, но его можно поднять еще на 9, если у проходящего судна окажется очень высокая мачта. На это уйдет 2-3 минуты: с помощью канатных механизмов всего два человека легко справляются с конструкцией. Но обычно, конечно, мост поднимается автоматически.
Чтобы комплекс сооружений не вредил флоре и фауне Финского залива, в «тело» дамбы встроены водопропускные барьеры. Их общая ширина составляет 1846 метров — это в полтора раза больше, чем устье Невы. Комплекс обеспечивает свободное перемещение воды и ее обитателей, рыба просто не чувствует препятствий на своем пути. Благодаря режущему краю, барьеры могут пробивать лед толщиной до 60 см. Таким образом, экологический баланс поддерживается круглый год. Когда к городу приближается нагонная волна, барьеры наглухо закрываются.
Дамба не только защищает Петербург от наводнений, но и связывает большую землю с островом Котлин, на котором раскинулся Кронштадт. Раньше туда можно было добраться только по воде, теперь ежедневно по автодороге, которая проходит по комплексу сооружений, проезжает около 30 тысяч машин. Если бы это была обычная трасса, она бы нанесла серьезный урон экологии залива. Но магистраль оборудована системой сбора и очистки сточных вод. Каждую секунду через фильтры проходят кубометры загрязненной воды, стекающей с проезжей части. Ни одна капля не попадает в залив без полной очистки.

Подобной системой оснащен и автомобильный тоннель, у которого нет аналогов в нашей стране. Это не только подземный, но и подводный тоннель. Его дно находится на глубине 24,5 метра, а над тоннелем расположена бетонная плита и 16 метров воды. Во время гололеда здесь автоматически включается подогрев дорожного полотна и разбрызгиваются реагенты из установленных форсунок. В случае сильного дождя или прорыва воды от затопления дорогу защищает система насосов. Оперативно бороться с пожарами помогают датчики газоанализаторы. Все, что происходит в тоннеле, фиксируют почти полторы сотни камер видеонаблюдения.
Весь комплекс защитных сооружений сможет работать даже при полном отсутствии электричества, а у основных объектов есть значительный запас прочности. Дамба выдержит подъем воды вплоть до 7 метров.
ДАМБА В ЦИФРАХ
В состав Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений входит
11 каменно-земляных дамб, 6 водопропускных сооружений, 2 судопропускных сооружения, скоростная автомагистраль с 2 развязками и 7 мостами, а также автомобильный тоннель.
ДАМБА НА КАРТЕ
У меня это сооружение вызывает уважение и гордость за инженеров, которые смогли его построить. Еще испытываешь неподдельный восторг, когда едешь по тоннелю и понимаешь, что над тобой по воде проходят корабли.

Почти за 10 лет работы дамба спасла город не от одного наводнения. А поскольку самые крупные затопления случаются раз в сто лет, будем ждать 2024 год. Надеюсь, и тогда комлекс защитит Петербург от финансовых и человеческих потерь.
Александр Петров
коммерческий директор АСКОН-Интеграция
Говорят, на водопропускных сооружениях случается очень богатая на улов рыбалка. Но она запрещена. Рыбачить можно рядом на дамбе, но никак не на водопропускных сооружениях.

А если вам интересно буквально в прямом эфире отслеживать уровень воды со стороны Финского залива и Невской губы, здесь вы сможете удовлетворить свое любопытство.
СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ

Изображения: Википедия, architectureguru.ru, Commons.wikimedia.org / BiOBER, FlashNord, kronnews.ru, spb.need.estate.