Ледокол «Ленин» — одна из главных достопримечательностей Мурманска, первое в мире судно с ядерной энергетической установкой. Объект культурного наследия федерального уровня.
Адрес г. Мурманск, Портовый проезд, д. 25.
Координаты 68.974691, 33.059653.
Как добраться Нужно доехать до железнодорожного вокзала Мурманска, справа от него будет лестница, ведущая вниз. Вам нужно пройти по ней, а затем по мосту через ж/д пути, свернуть направо. Через 200 метров вы увидите сквер с фонарями в виде кранов. Прямо за сквером на пристани морского вокзала и стоит ледокол «Ленин».
Экскурсии Информация об экскурсиях доступна на сайте Росатомфлот.
Расписание Ср-вс, кроме 31 декабря, 1 и 7 января.
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ЛЕНИН»
Величественный символ советского судостроения, атомный ледокол «Ленин» даже на вечной стоянке в Мурманске впечатляет своей мощью. На протяжении 30 лет он сопровождал суда на Северном морском пути. История ледокола началась в 1953 году, когда Совет министров СССР принял постановление о строительстве первого атомохода.
На этапе его проектирования возникали трудности с компоновкой машинного отделения. Поэтому был создан деревянный макет. Так отрабатывались конструктивные компоновочные решения — это было довольно просто и несравненно дешевле, чем если бы делалось на реально строящемся ледоколе. Корабль был заложен в Ленинграде на судостроительном заводе А. Марти в 1956 году и построен за рекордные 3 года и 3 месяца.
Флаг над первым в мире судном с ядерной энергетической установкой был поднят 3 декабря 1959 года, ледокол вошел в строй. А эта дата считается днем рождения отечественного атомного ледокольного флота.
«Ленин» — это гладкопалубное судно водоизмещением 16 тыс. тонн. Его габариты: ширина — 27,6 м, длина — 134 м, высота бортов — 16,1 м. Ледокол погружался в воду на десять с половиной метров. Размеры позволяли разместить на атомоходе две мачты, а в кормовой части — взлетно-посадочную площадку для вертолетов ледовой разведки.
За разработку атомной установки отвечало ОКБ Горьковского завода №92 (Сегодня это Опытное конструкторское бюро им. И. И. Африкантова) под руководством Главного конструктора Игоря Африкантова и научным руководством Анатолия Александрова. Установка водо-водяного типа размещалась в центральной части судна и вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов, питающих постоянным током три гребных электродвигателя. Они приводили в действие три гребных винта. На судне были предусмотрены две автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, системами и устройствами осуществлялось удаленно. В 1967 году реакторы типа ОК-150 были заменены на реакторы ОК-900.
В 1993 ГОДУ ТОПЛИВО С ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА БЫЛО ПОЛНОСТЬЮ ВЫГРУЖЕНО. РАДИАЦИОННЫЙ ФОН НА СУДНЕ СЕЙЧАС ДАЖЕ НИЖЕ, ЧЕМ НА УЛИЦАХ МУРМАНСКА, ПОСКОЛЬКУ ДО РЕАКТОРА НЕ ДОХОДИТ КОСМИЧЕСКАЯ РАДИАЦИЯ.
Объема ядерного топлива хватало на срок от 4 до 6 лет, в то время как дизель-электрический ледокол на 5 тыс. тонн жидкого топлива (к примеру мазута) мог работать только полтора месяца. Неограниченная автономность плавания — главное преимущество атомохода.
Ледокол мог оставаться на плаву, даже если вода при авариях проникала внутрь корабля, поскольку корпус судна был разделен на водонепроницаемые отсеки. Затопление одного или нескольких из них не представляло опасности для ледокола.
Одно из самых ценных свойств корабля — маневренность. Цена маневра в Арктике огромна. Несвоевременно или неграмотно выполненный, он может обернуться гибелью одного из судов, идущих в караване позади ледокола. К таким последствиям приводит ледовое сжатие, которое зависит от направления дующего ветра. Поэтому нужно развернуть ледокол так, чтобы ледовое сжатие прекратилось. Моряки-ледокольщики говорят, что самая прямая дорога в Арктике — кривая.
Для экипажа, уходящего в плавание на несколько месяцев, на судне были организованы хорошие бытовые условия. В столовой размещался широкоформатный киноэкран, имелись уголок для игры в шашки, спортивная площадка.
МОРЯКИ, СЛУЖИВШИЕ НА АТОМНОМ ЛЕДОКОЛЕ, ПРОХОДИЛИ ЖЕСТКИЙ ОТБОР, ВКЛЮЧАВШИЙ РЕГУЛЯРНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ У ПСИХОЛОГОВ И ПСИХИАТРОВ. ЛЕДОКОЛ БЫЛ НЕ ПРОСТО РАБОТОЙ, ОН БЫЛ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ И СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ НЕ ПРИНИМАЛ.
Ледокол «Ленин» прослужил 30 лет и в 1989 году был поставлен на вечную стоянку в Мурманске. А в 2009 году у него началась новая жизнь: атомоход стал музеем. Историей, которой мы гордимся.
ЛЕДОКОЛ НА КАРТЕ
Попасть в музей можно только с организованной экскурсией, онлайн-записи пока нет. Если вы окажетесь в Мурманске в праздничный день, будьте готовы к очереди.
Советуем также посетить Военно-морской музей Северного флота. Его коллекция начала создаваться почти сразу после окончания Великой Отечественной войны, и сейчас в фондах музея хранится более 65 тыс. экспонатов, которые охватывают период с конца XVII века и до наших дней.