ДОМ МЕЛЬНИКОВА
Частный особняк архитектора Константина Мельникова, построенный в конце 1920-х годов в центре Москвы. Жемчужина советского авангарда.
Адрес
Москва, Кривоарбатский пер., 10

Координаты
55.748000, 37.589490

Как добраться
Ближайшие к дому станции метро — Смоленская и Арбатская. Чтобы найти особняк, необходимо с Арбата свернуть к Стене Цоя, пройти вдоль нее до конца и выйти в Кривоарбатский переулок. Дом вы не пропустите: он будет стоять по вашу правую руку за невысоким деревянным забором.

Сайт музея
http://muar.ru/dom-melnikova

Экскурсия
Здесь организуют немногочисленные экскурсионные группы до 5 человек.

Записываться на экскурсию нужно на сайте музея. Билеты появляются в продаже на ресурсе TimePad автоматически в 11:00 по московскому времени дважды в месяц на две недели вперед. Советуем ставить «будильник» на нужную дату, чтобы не пропустить заветный билет!

Расписание
Экскурсии проходят ежедневно в 13:00, в период с 1 ноября по 31 января — в 12:00

МУЗЕЙ МЕЛЬНИКОВЫХ — ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ АРХИТЕКТУРЫ ИМЕНИ А. В. ЩУСЕВА
Дом-мастерская Константина Степановича Мельникова затерялся в Арбатских дворах. Когда его только построили в 1929 году, из многочисленных окон открывались виды на старые церкви Москвы и даже на колокольню Ивана Великого в Кремле. Сейчас дом окружен выросшими за последние десятилетия строениями, но каждого, кто сможет его найти, будет ждать сокровище советского архитектурного авангарда.
Уже в первой половине 20-х годов прошлого века московский архитектор Константин Мельников получил известность благодаря своим авангардным работам. Славу новатора он завоевал после возведения деревянного павильона «Махорка» Всероссийского махорочного синдиката на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году. Год спустя Мельников стал автором саркофага для Мавзолея В. И. Ленина, а в 1925 по его проекту был построен павильон СССР для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Тем не менее строительство собственного особняка в центре Москвы в то время было случаем уникальным. Государство даже выделило Мельникову территорию под дом и выдало ссуду на 15 лет. А все потому, что экспериментальный дом должен был стать прототипом домов-коммун, социального жилья будущего. Таким образом, архитектор буквально поставил над собой и своей семьей эксперимент и добился разрешения на строительство.

Уникальность дома во многом определила экономия, с которой Мельников подошел к работам. Например, сегодня шестиугольные окна — это визитная карточка дома. Но такая форма была продиктована в первую очередь ограниченностью ресурсов. Кладка позволила использовать почти в два раза меньше материалов с сохранением конструктивной стабильности.
ОЧЕВИДЦЫ РАССКАЗЫВАЛИ, ЧТО СО СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ НЕ БЫЛО ВЫВЕЗЕНО НИ ОДНОЙ ТЕЛЕЖКИ С МУСОРОМ: ОН ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ, ЧТОБЫ ЗАДЕЛЫВАТЬ ЛИШНИЕ ПРОЕМЫ В СТЕНЕ.

Всего в наружных стенах дома, образованных пересечением двух цилиндров, было предусмотрено 128 шестиугольных проемов. Половина из них была заложена строительным мусором и смесью песка и глины. При этом в случае необходимости проемы можно было освободить под окна или ниши, не нарушая целостности здания. Одно такое углубление жена Мельникова использовала как холодильник, в котором оставалось небольшое отверстие, выходящее на улицу, и где можно было хранить продукты в холодное время года.

Использовались и кирпичи из основания старого здания, которое обнаружили уже при подготовке фундамента.
Константин Мельников никогда не считал свой дом конструктивистским. Разница между ним и конструктивистами заключалась в отношении к функции (содержанию) и красоте (форме) объекта. В то время как для конструктивистов оформление уходило на второй план, для Мельникова Архитектура (именно так он всегда писал это слово, с прописной буквы) — это прежде всего эстетичность, скульптура и формообразование. Поскольку в этом проекте Константин Мельников выступил сразу в двух ролях — заказчика и проектировщика, — он мог в полной мере воплотить все задумки и отразить свое отношение к архитектуре.
При очевидной авангардности внешнего вида интерьер дома был подчеркнуто «старорежимным». В шутку Мельников писал, что лично даст премию тому, кто сможет посчитать, сколько в доме этажей. Но все же каждое пространство имело четко определенное предназначение.

Некоторые решения, например оригинальная стеклянная дверь на первом этаже помогала, в зависимости от положения, либо объединить коридор с лестницей, закрывая переднюю, либо удлиняла пространство передней. А используя воздушный телефон в стене дома, Анна Гавриловна Мельникова, не покидая столовой, могла приглашать занятого в мастерской мужа на обед.
Двумя наиболее любопытными помещениями дома всегда были спальня и мастерская. Мельников считал, что лучше всего на человека влияет здоровый сон и что ничего не должно отвлекать от него. Поэтому в спальне располагались только кровати, детские были отделены от хозяйской ширмой. Это помещение даже называли «лабораторией сна».
Сердцем дома всегда оставалась мастерская Константина Мельникова, а затем и его сына, художника Виктора Мельникова. Огромная зала площадью 50 кв. м с пятиметровыми потолками освещалась только естественным светом, проникающим в помещение из 38 шестигранных окон. Так Мельниковы могли работать, не затеняя руками лист или холст.
В этом доме Константин Мельников выразил себя и как художник (он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества), и как архитектор и прожил в нем до самой смерти в 1974 году. После хранителем и хозяином особняка стал его сын Виктор. Идеи о создании здесь музея появлялись еще в 80-е годы, но и при жизни архитектора дом успели посетить не только его друзья, коллеги по цеху и студенты, но и многие известные, в том числе зарубежные, гости. Здесь побывал и сделал несколько снимков самого дома и его хозяина французский фотограф Анри-Картье Брессон.
В 1977 ГОДУ ИТАЛЬЯНСКИЙ КИНОРЕЖИССЕР И СЦЕНАРИСТ МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ ЗАПИСАЛ: «ЭТОТ ДОМ КАК ПЛОД АРХИТЕКТУРЫ БУДУЩЕГО — ПРЕКРАСЕН. ОН НУЖДАЕТСЯ В РЕСТАВРАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ КАК МУЗЕЙ».
С 2014 года в доме открыт Музей Мельниковых.
ДОМ МЕЛЬНИКОВА НА КАРТЕ
Мне удалось побывать внутри дома Мельникова с экскурсией. Это был подарок на день рождения и большая удача. Запомнилась мастерская, наполненная воздухом и светом, с ощущением безграничного пространства. Скромная, даже аскетичная обстановка дома, но в то же время с изящными деталями. Например, стулья с высокой спинкой за обеденным столом (они хорошо видны на фотографии) изготовлены европейскими мастерами в XVII-XVIII веке. Чем поражает Константин Мельников — тем, насколько широки были его интересы и талант. Он прекрасно знал и инженерную часть, и технологию строительства. А в своих знаменитых гаражах он не только спроектировал здания, но и разработал совершенно новую схему движения транспорта.
Ольга Калягина
руководитель отдела коммуникаций АСКОН
В 2018 году на участке рядом с домом восстановили садовый сарай, который был возведен Константином Мельниковым еще в 1940-х годах. Размеры помещения оставили оригинальные, но теперь там располагается музейный киоск, который мы советуем обязательно посетить!

Если вас заинтересовало архитектурное наследие Константина Мельникова, рекомендуем взглянуть и на другие его московские работы: Бахметьевский гараж (сейчас здесь расположен Еврейский музей и центр толерантности), гараж на Новорязанской улице, Дом культуры имени Русакова (Театр Романа Виктюка), клуб фабрики «Буревестник» (музей русского абстрактного искусства). Список не исчерпывающий, а в самом музее всегда рады рассказать о работах архитектора.
СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ

Изображения: РИА «Новости», Mos.ru, tripadvisor.ru, Pinterest.